Геосинтетические материалы - перспективы производства и использования в дорожном хозяйстве
21.04.2025
Константин Вачнадзе, заместитель генерального директора ООО "Сотерра Инжиниринг", принял участие в круглом столе журнала "Дорожная Держава" и рассказал о развитии рынка геосинтетики. Публикуем выдержки из этого интервью.
Более двух лет наша страна находится под влиянием экономических санкций, которые определили зависимость российской промышленности от импортных технологий и материалов. Однако, помимо неблагоприятных условий, санкции открыли возможности для внутреннего развития и конкурентного прорыва отечественных предприятий. Проблемы и перемены, которые затронули современный рынок геосинтетики в России, проанализировали ведущие специалисты, связанные с этой сферой деятельности.
– Какие ключевые изменения произошли за последние два года в сфере производства и применения геосинтетических материалов (ГМ)? Какие перспективные направления для отечественных производителей геосинтетических материалов открыла политика импортозамещения?
– За последние полтора-два года объем потребления геосинтетических материалов увеличился. Это вполне закономерно, поскольку этот вид строительных материалов имеет целый ряд преимуществ, таких как низкая цена, удобство доставки, сокращение сроков строительства, простота установки, долгий срок службы и подтвержденные расчетные характеристики. С каждым годом увеличивается количество отечественных производителей в РФ, что связано с высоким спросом и с уходом иностранных компаний, которые импортировали свою продукцию из-за рубежа. Что касается политики импортозамещения, то нельзя не отметить работу производителей первичных полимерных материалов. В частности, компания СИБУР оперативно налаживает производство новых марок полипропилена и полиэтилена, которые обладают необходимыми свойствами для производства качественных ГМ и которые ранее поставлялись крупными зарубежными флагманами нефтехимической перерабатывающей промышленности. При этом компания СИБУР тесно взаимодействует с заводами-производителями ГМ, проводит исследования в своей лаборатории в Сколково, принимает участие в тестировании опытных партий ГМ.
– Повышены ли требования к производству геосинтетических материалов? Существуют ли при этом расхождения с имеющимися стандартами и рекомендациями?
– Написанные в последние 10 лет стандарты ФДА предъявляют высокие справедливые требования к качеству ГМ. Но сама система контроля качества и стандартизации со стороны большинства сертификационных органов и профильных лабораторий оставляет желать лучшего. А именно: не хватает оборудованных лабораторий; заключения и протоколы выдаются сомнительными испытательными центрами без проведения фактических испытаний. Доходит до того, что сертификацию проходят такие компании, у которых нет своих производственных мощностей. Из-за этого рынок наполнен некачественной продукцией, зачастую произведенной из вторичного сырья, что противоречит принципам менеджмента качества и технического регулирования.
– Какими документами регламентируются новые методики расчета после отмены ОДМ 218.5.002-2008?
– С момента отмены ОДМ 218.5002- 2008 возникли сложности с конструированием и расчетами в области применения ГМ. В частности, при прохождении ГГЭ часто возникают требования исключить расчет с ГМ. Это возникает из-за разночтений Закона о стандартизации. Для решения данной проблемы заказчики могли бы включить в перечень проектных документов согласованные СТО производителей, в которых содержатся расчетные характеристики ГМ, которые могут быть учтены при конструировании и проектировании в соответствии с действующими СП, ГОСТ и ПНСТ.
– В процессе проектирования автодорожного объекта основное внимание уделяется тем видам продукции, свойства которых подтверждены сертификатами качества. При этом определяющим критерием выбора для многих подрядных организаций остается цена. Найден ли компромисс в решении подобной проблемы?
– В сфере дорожного строительства существует процедура согласования СТО. В рамках этой процедуры производители должны предоставить пакет документов, который включает в себя протоколы и сертификаты аккредитованных лабораторий, свидетельства долговечности, заключения РОСДОРНИИ и ТК-418, отзывы заказчиков, подрядчиков и проектировщиков, мониторинг реализованных объектов. К сожалению, эту процедуру проходят только добросовестные производители, продукция которых закладывается в проект на стадии конструирования. Когда дело доходит непосредственно до закупки геосинтетических материалов строителем, то к конкурсу допускаются любые компании. Проверка и анализ предоставленных поставщиками документов не производится. В рамках входного контроля проверяют только разрывные характеристики, которые никак не связаны с показателями долговременных свойств, учитываемых при проектировании. Конечно же, это дискредитирует установленную процедуру согласования СТО и позволяет недобросовестным участникам рынка поставлять продукцию ненадлежащего качества. Поиск компромиссов – это неправильная постановка вопроса. Компромисса между добросовестным поставщиком-производителем и компанией, продающей заведомо некачественную продукцию, быть не может. Все необходимые механизмы уже разработаны и утверждены, и остается только выстроить процесс таким образом, чтобы ни у кого не было возможности этот регламент нарушать.
– На какие документы (в отсутствие входного контроля на основе испытаний) следует обращать внимание и заказчикам, и подрядчикам перед закупкой ГМ, чтобы не допустить поставок на объект некачественной продукции?
– Необходимо обращать внимание на протоколы испытаний согласно ГОСТ 56338, ПНСТ 70060, которые выдаются аккредитованными лабораториями непосредственно производителям ГМ. На согласованный регуляторами СТО и предоставленный на партию паспорт качества производителя важно проводить обязательный входной контроль, для чего необходимо обратиться в квалифицированную лабораторию. К сожалению, сегодня на рынке количество производителей в разы превышает количество производств. Такая же проблема с аккредитованными лабораториями, часть из которых хотя и выдает заключения, но при этом не оборудована для проведения испытаний геосинтетических материалов. Компанией «Автодор-Инжиниринг» уделяется много времени вопросам проверки лабораторий и проведения межлабораторных испытаний. Эта работа продолжается, но уже сейчас можно сказать, что крупные организации оснащены и оборудованием, и квалифицированным персоналом.
Материалы круглого стола были опубликованы в журнале "Дорожная Держава".
Более двух лет наша страна находится под влиянием экономических санкций, которые определили зависимость российской промышленности от импортных технологий и материалов. Однако, помимо неблагоприятных условий, санкции открыли возможности для внутреннего развития и конкурентного прорыва отечественных предприятий. Проблемы и перемены, которые затронули современный рынок геосинтетики в России, проанализировали ведущие специалисты, связанные с этой сферой деятельности.
– Какие ключевые изменения произошли за последние два года в сфере производства и применения геосинтетических материалов (ГМ)? Какие перспективные направления для отечественных производителей геосинтетических материалов открыла политика импортозамещения?
– За последние полтора-два года объем потребления геосинтетических материалов увеличился. Это вполне закономерно, поскольку этот вид строительных материалов имеет целый ряд преимуществ, таких как низкая цена, удобство доставки, сокращение сроков строительства, простота установки, долгий срок службы и подтвержденные расчетные характеристики. С каждым годом увеличивается количество отечественных производителей в РФ, что связано с высоким спросом и с уходом иностранных компаний, которые импортировали свою продукцию из-за рубежа. Что касается политики импортозамещения, то нельзя не отметить работу производителей первичных полимерных материалов. В частности, компания СИБУР оперативно налаживает производство новых марок полипропилена и полиэтилена, которые обладают необходимыми свойствами для производства качественных ГМ и которые ранее поставлялись крупными зарубежными флагманами нефтехимической перерабатывающей промышленности. При этом компания СИБУР тесно взаимодействует с заводами-производителями ГМ, проводит исследования в своей лаборатории в Сколково, принимает участие в тестировании опытных партий ГМ.
– Повышены ли требования к производству геосинтетических материалов? Существуют ли при этом расхождения с имеющимися стандартами и рекомендациями?
– Написанные в последние 10 лет стандарты ФДА предъявляют высокие справедливые требования к качеству ГМ. Но сама система контроля качества и стандартизации со стороны большинства сертификационных органов и профильных лабораторий оставляет желать лучшего. А именно: не хватает оборудованных лабораторий; заключения и протоколы выдаются сомнительными испытательными центрами без проведения фактических испытаний. Доходит до того, что сертификацию проходят такие компании, у которых нет своих производственных мощностей. Из-за этого рынок наполнен некачественной продукцией, зачастую произведенной из вторичного сырья, что противоречит принципам менеджмента качества и технического регулирования.
– Какими документами регламентируются новые методики расчета после отмены ОДМ 218.5.002-2008?
– С момента отмены ОДМ 218.5002- 2008 возникли сложности с конструированием и расчетами в области применения ГМ. В частности, при прохождении ГГЭ часто возникают требования исключить расчет с ГМ. Это возникает из-за разночтений Закона о стандартизации. Для решения данной проблемы заказчики могли бы включить в перечень проектных документов согласованные СТО производителей, в которых содержатся расчетные характеристики ГМ, которые могут быть учтены при конструировании и проектировании в соответствии с действующими СП, ГОСТ и ПНСТ.
– В процессе проектирования автодорожного объекта основное внимание уделяется тем видам продукции, свойства которых подтверждены сертификатами качества. При этом определяющим критерием выбора для многих подрядных организаций остается цена. Найден ли компромисс в решении подобной проблемы?
– В сфере дорожного строительства существует процедура согласования СТО. В рамках этой процедуры производители должны предоставить пакет документов, который включает в себя протоколы и сертификаты аккредитованных лабораторий, свидетельства долговечности, заключения РОСДОРНИИ и ТК-418, отзывы заказчиков, подрядчиков и проектировщиков, мониторинг реализованных объектов. К сожалению, эту процедуру проходят только добросовестные производители, продукция которых закладывается в проект на стадии конструирования. Когда дело доходит непосредственно до закупки геосинтетических материалов строителем, то к конкурсу допускаются любые компании. Проверка и анализ предоставленных поставщиками документов не производится. В рамках входного контроля проверяют только разрывные характеристики, которые никак не связаны с показателями долговременных свойств, учитываемых при проектировании. Конечно же, это дискредитирует установленную процедуру согласования СТО и позволяет недобросовестным участникам рынка поставлять продукцию ненадлежащего качества. Поиск компромиссов – это неправильная постановка вопроса. Компромисса между добросовестным поставщиком-производителем и компанией, продающей заведомо некачественную продукцию, быть не может. Все необходимые механизмы уже разработаны и утверждены, и остается только выстроить процесс таким образом, чтобы ни у кого не было возможности этот регламент нарушать.
– На какие документы (в отсутствие входного контроля на основе испытаний) следует обращать внимание и заказчикам, и подрядчикам перед закупкой ГМ, чтобы не допустить поставок на объект некачественной продукции?
– Необходимо обращать внимание на протоколы испытаний согласно ГОСТ 56338, ПНСТ 70060, которые выдаются аккредитованными лабораториями непосредственно производителям ГМ. На согласованный регуляторами СТО и предоставленный на партию паспорт качества производителя важно проводить обязательный входной контроль, для чего необходимо обратиться в квалифицированную лабораторию. К сожалению, сегодня на рынке количество производителей в разы превышает количество производств. Такая же проблема с аккредитованными лабораториями, часть из которых хотя и выдает заключения, но при этом не оборудована для проведения испытаний геосинтетических материалов. Компанией «Автодор-Инжиниринг» уделяется много времени вопросам проверки лабораторий и проведения межлабораторных испытаний. Эта работа продолжается, но уже сейчас можно сказать, что крупные организации оснащены и оборудованием, и квалифицированным персоналом.
Материалы круглого стола были опубликованы в журнале "Дорожная Держава".
Остались вопросы? Свяжитесь с нами.
Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами.