Кем и когда была изобретена георешетка? И при чем здесь Сальвадор Дали?
  • #Горнодобывающая и нефтяная промышленность
  • #Железнодорожное строительство
  • #TriAx
  • #RE

Кем и когда была изобретена георешетка? И при чем здесь Сальвадор Дали?

В 1970-х произошли революционные изменения в строительстве подпорных стен и дорог: была изобретена полимерная георешетка.

Основная функция георешеток – механическая стабилизация зернистых материалов, армирование грунтовых откосов и подпорных стен, что позволяет строить безопасные площадки на слабых грунтах, сокращать толщину слоя инертного материала в дорожной одежде и увеличивать несущую способность основания автомобильных и железных дорог.

Профессор Брайан Мерсер – изобретатель георешеток

Георешетки были изобретены в 1950-е профессором Брайаном Мерсером, который запатентовал «Netlon» - технологию производства решеток из расплавленного полимера методом экструзии. Это изобретение пришло на смену технологии переплетения полимерных волокон. Решетки оказались востребованными многими отраслями промышленности, включая строительство. Мерсер понимал, что у георешеток есть большой потенциал для использования в строительстве, если сделать их более прочными и долговечными. И он начал работать над изменениями.

Его настойчивость принесла плоды в виде изобретения в 1978 г. революционной технологии Tensar. Она заключалась в растягивании решетки, что упорядочивало расположение длинноцепных молекул полимера вдоль ребер и внутри узлов, и в результате усиливало прочность и износостойкость полученного материала.

Первое применение георешетки

Георешетки Tensar впервые были испытаны в 1980-х при строительстве временной подпорной стены под железнодорожными путями, обслуживающими угольную шахту Newmarket Silkstone в Йоркшире. Одноосная георешетка была использована для армирования откосов хвостохранилищ и усиления железнодорожной насыпи, в то время как двуосная георешетка стабилизировала слабые грунты в основании сооружений. Результаты превзошли все ожидания. За три года не произошло заметной осадки насыпи, несмотря на то что нагрузка на железную дорогу составляла 300 тонн в час. Восхищение тем, что может сделать «кусочек пластика», было так велико, что BBC даже сделали сюжет про георешетки Tensar в передаче Tomorrow’s World (Мир будущего).

Дальнейший успех и эволюция

С тех пор георешетки Tensar были применены в тысячах проектах по всему миру для строительства армогрунтовых конструкций с расчетным сроком службы до 120 лет и для усиления оснований автомобильных и железных дорог, проездов и площадок, существенно экономя время и средства по сравнению с альтернативными методами. Компания продолжила разработку георешеток, и в 2007 году на рынок была выведена гексагональная георешетка TriAx.

При строительстве дорог использование слоя инертного материала, стабилизированного георешеткой TriAx, позволяет достичь высоких прочностных характеристик конструкции дорожной одежды, которые при этом могут быть гораздо тоньше, долговечнее, при этом требуется меньшее количество материалов, а также можно использовать переработанные строительные материалы, что многократно снижает нагрузку от строительства на окружающую среду.

НИР и НИОКР  

Международная репутация Tensar как инновационной компании связана с постоянными научными исследованиями и изысканиями. На протяжении более 35 лет проводятся партнерские исследовательские программы в разных регионах мира с такими организациями как Университет Ноттингема, Университет Миннесоты, Чешский технический университет в Праге, Транспортная исследовательская лаборатория Великобритании, и другие. В начале 2000-х годов в российские ученые ВИТУ, СибАДИ, РУТ (МИИТ), ПГУПС, УПИ, ДВГУПС и других научных организаций приняли эстафету по изучению свойств данных георешеток. В настоящее время эти партнерские программы продолжает преемник Tensar на рынке РФ и СНГ – ООО «Сотерра Инжиниринг».

Технология Tensar в России

Компания Сотерра Инжиниринг начала работу в России в 1996 году как совместное предприятие между российскими партнерами и компанией Tensar. В 2014 году компания открыла собственное производство инновационных георешеток марок TriAx, RE и SS в Санкт-Петербурге. В настоящее время компания обслуживает крупнейшие федеральные и региональные проекты в области дорожного и инфраструктурного строительства в России и странах СНГ и продолжает активно развиваться.

Георешетки Сотерра Инжиниринг (Tensar): широкий спектр применения 

Георешетки и геотекстиль производства Сотерра Инжиниринг являются альтернативой традиционным методам строительства. Они применяются в тысячах проектов в РФ и странах СНГ, от дорожного и железнодорожного строительства до инфраструктуры портов и аэропортов, благоустройства, ПГС, в проектах рекультивации и обустройства полигонов с отходами, в традиционной и возобновляемой энергетике. 

Георешетки - революционная инновация

Профессор Мерсер, лауреат премии МакРоберта, которую присуждает Королевская инженерная академия Великобритании, был убежден, что технология будет прорывной. Он оказался прав: почти 20 лет спустя после того, как он ушел из жизни, изобретение технологии Tensar было названо одним из британских достижений XX века, наравне с изобретением Машины Тьюринга.

Наследие доктора Мерсера останется с нами на долгие годы, а георешетки продолжат делать невозможное возможным, помогая инфраструктурным проектам соответствовать требованиям XXI века и будущих столетий.

Что может сделать «кусочек пластика» в дорожном строительстве? Эксперимент телеканала BBC по укреплению грунта георешеткой, 1980